Бийские ведомости

Дружи с нами

в социальных сетях!

Другие статьи

Современный учитель: от сердца к сердцу

Последнее обновление:       10 Октябрь 2012 | 12:54
 
Рубрика: Общество
1837

Сегодня педагоги, обучающие наших детей, отличаются от тех, что учили нас. Само время диктует им новые условия. Уходит авторитарность, появляется мобильность. Какой он – современный учитель? Нарисовать его портрет нам помогла учитель начальных классов МБОУ  «Гимназия № 2» Татьяна Александровна Березова.

— Татьяна Александровна, как Вам кажется, какими качествами должен обладать учитель?

Т.Б. Во все века остаются актуальными также качества хорошего учителя, как мудрость, внимательность, терпеливость, доброта, самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Учитель должен быть готов к постоянному профессиональному росту. Необходимо уважать маленького человечка, чтобы из него вырос большой Человек. И, конечно, любить свое дело.

 — Заметно ли учителя XXI века отличаются от «вчерашних» педагогов?

Т.Б: Весьма заметно. Если раньше учитель для учеников был непререкаемым авторитетом, то в век информационных технологий, интернет порталов даже первоклашки осведомлены настолько, что вступают в дискуссии с учителем. И это хорошо! Ученик и учитель должны сотрудничать, а главным работником на уроке должен быть ученик. Современные требования к учителю таковы, что он помогает ученику учиться самому, стимулирует его потребность в образовании. Еще в XIX веке выдающийся педагог Адольф Дистервег сказал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». Ведь, если постоянно кормить ребенка с ложки, которую ему не дают в руки, он не научится питаться сам. Так и учителю надо научить школьника добывать знания собственными усилиями. Кроме того, учитель должен идти в ногу со временем, быть разносторонним человеком, не ограничиваться только сферой своего предмета. Учитель просто обязан быть на одной волне с учениками. Не распознав душу каждого – не стоит рассчитывать на успех. Современный учитель должен создавать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию, повышать мотивацию к обучению.

Учитель не должен видеть ученика только в будущем, каким он должен стать, главнее – понять его сегодняшнего, такого, какой он есть: с его трудностями в учебе и переживаниями. У современного учителя должен быть построен индивидуальный образовательный маршрут для каждого ученика.

 — Как отразилась реформа образования на учителях?

Т.Б: Учителя стали более мобильны, информационно подкованы, технически грамотны. Современный учитель обязан быть продвинутым пользователем компьютера, разбираться во многих компьютерных программах, уметь составлять презентации, ориентироваться в безграничном пространстве интернета, уметь работать с интерактивными досками, проекторами и т.д. Появились новые методы и формы работы. В начале был страх что-то не понять, не успеть. Теперь, когда вошли в колею, стало интересно – ведь теперь и сам учитель находится в постоянном процессе обучения. Нам самим приходится постоянно учиться, чтобы быть интересными ученикам.   

 — Как Вы считаете, к сегодняшним детям педагог должен проявлять больше требовательности и строгости?

Т.Б: Учитель, на мой взгляд, обязан быть добрым и в меру строгим. Требовательность и строгость не должны заслонять в учителе его способность быть в процессе воспитания помощником, советчиком и другом своих учеников. Только в деловой и доброжелательной обстановке ребенок будет раскрывать и реализовывать свои возможности. Ко мне часто приходят мои выпускники начальной школы и просят совета на разные темы. И я всегда рада им помочь.

 — У Вас гимназический класс. В этом году Вы набирали первоклассников. Как бы Вы охарактеризовали своих подопечных?

Т.Б: Современные дети много времени проводят за компьютером и телевизором. Они мало гуляют и общаются со сверстниками. Из-за чего появилась такая тенденция – детки стали более умные и развитые, но совершенно не умеют ладить друг с другом, находить компромиссы, договариваться. На это я бы хотела обратить внимание родителей. Давайте возможность своим детям больше общаться вне школы. Следите за тем, какие телепередачи они смотрят и на какие сайты заходят – дети легко переносят агрессию и жестокость с экранов в жизнь. Также хотелось бы, чтобы в вечных делах и заботах родители вспоминали, что детям требуется не столько комфорт снаружи, сколько внутри. Чаще находите время для душевных бесед с ребенком, ищите общие темы для разговоров, интересуйтесь его жизнью. 

 — Каков Ваш главный принцип в работе с детьми?

Т.Б:  Я стараюсь всю свою работу пропускать через себя, вкладывать в нее душу. Поэтому мой главный принцип – то, что идет от сердца, до сердца и доходит.

— Что бы Вы пожелали своим коллегам в связи с прошедшим Днем учителя?

Т.Б: Быть современным учителем трудно, но возможно. Главное, учителям надо учиться быть счастливыми. Ведь несчастный учитель никогда не воспитает счастливого ученика. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: они действуют, творят, чувствуют что их любят и желают им добра и растут более гармоничными личностями.

Виктория Ходякова

На фото: Татьяна Александровна Березова

Правила комментирования

Недостаточно прав для комментирования